Пятница
19.04.2024
08:38
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт Еремеевой Татьяны Алексеевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]
Внеклассная работа [11]
Математика [1]
Русский [2]
Окружающий мир [3]
Чтение [2]

Мини-чат
200

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Русский

рабочая программа по русскому языку 3 класс УМК ПНШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 класс (2011-2012 уч. год)
УМК «Перспективная начальная школа»
(авторы: Каленчук М.Л., Чуракова Н.А.; «Академкнига»-2011)
 Составила Еремеева Т. А. учитель начальных классов МОУ СОШ№28
 
Пояснительная записка
 Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , примерной программы по русскому языку и на основе авторских программ Н.А.Чураковой, Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарковой (УМК «Перспективная начальная школа»)
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
 · познавательная цель
 предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
 · социокультурная цель
 изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
 · развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
 · освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
 · овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
 · воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
      Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи в УМК по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».
      Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа разработана и в соответствии с принципами, сформулированными в концепции «Перспективная начальная школа».
      Данный комплект учебников подчиняется требованиям инструментальности и интерактивности в силу того, что он ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке.
      Программа рассчитана на 170 часов. Из них 30 часов отведено на развитие речи. За год проводятся 2 контрольные работы с грамматическим заданием по полугодиям и в конце учебного года – контрольный тест, а также в течение года – организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.
 
Учебно-тематический план
 
Количество часов в год - 175.
Количество часов в неделю - 5.
Количество часов в I четверти - 43.
Количество часов во II четверти - 39.
Количество часов в III четверти - 52.
Количество часов в IV четверти-41.
  1 Фонетика и орфография - 22ч
  2 Морфемика и словообразование - 21ч
  3 Морфология и лексика - 70ч
  4 Синтаксис и пунктуация - 17ч
  5 Развитие речи с элементами культуры речи - 30ч
Содержание программы
 
   Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
 
Виды речевой деятельности
       Слушание.
  Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух ин­формации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
       Говорение.
  Выбор языковых средств в соответствии с целя­ми и условиями общения для эффективного решения коммуни­кативной задачи. Практическое овладение диалогической фор­мой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благо­дарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
       Чтение.
 Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в текс­те. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте инфор­мации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
      Письмо.
 Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, пред­ложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к это­му виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочи­нений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
 3 класс (175 ч)
Фонетика и орфография
 Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. Правописание наиболее употребительных приставок, приставки –с-, приставок на -с-, -з-.
 Правописание предлогов.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
 Представление о «беглом гласном» звуке. Написание суффиксов –ик-/-ек- с учетом беглого гласного.
Написание суффикса –ок- после шипящих.
Звукобуквенный разбор слова.
Лексика
 Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
 Омонимы. Способы разграничения многозначных и омонимичных слов.
Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.
Антонимы.
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
 Морфемика и словообразование
Образование слов с помощью суффиксов.
 Образование слов с помощью приставок.
 Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно.
 Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Морфология
Понятие о частях речи
 Имя существительное как часть речи. Категориальное значение. Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам. Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Три склонения существительных. Правописание безударных падежных окончаний. Морфологический разбор имени существительного.
 Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение. Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты). Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Правописание безударных падежных окончаний. Традиционное написание окончания -ого. Написание о-ё после шипящих и «ц» в падежных окончаниях существительных. Написание существительных с суффиксом -ищ-.
Местоимение как часть речи (общее представление). Категориальное значение. Личные местоимения. Изменение по лицам и числам.
 Глагол как часть речи. Категориальное значение. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Суффикс неопределенной формы -ть (-ти, -чь). Суффикс -л- глагола прошедшего времени. Другие глагольные суффиксы -а, -е, -и, -о, -у, -я, постфиксы -ся (сь). Изменение по временам. Изменение по числам. Изменение в прошедшем времени по родам. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. Связь форм лица с личными местоимениями. Синтаксическая функция глаголов в предложении. Различение написания -ться и тся в глаголах, стоящих в неопределенной форме и в формах 3 л. ед. и мн. ч.
Синтаксис
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Подлежащее и сказуемое как основа предложения. Значение второстепенных членов предложения. Понятие дополнения, обстоятельства, определения. Формирование умения ставить смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения. Формирование умения составлять схему предложения. Разбор простого предложения по членам предложения.
Лексикография
 Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Развитие речи с элементами культуры речи Построение текста.
Выделение в тексте смысловых частей. Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи. Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру). Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»:
 закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
 
 Арбуз, береза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуйте, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (53 слова).
 
Программу обеспечивают:
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 3 класс: учебник в 3 ч. (части 1 и 3) – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: учебник в 3 ч. (часть 2) – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
3. Байкова Т.А. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
4. Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 3 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
 5. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3-4 классы: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
 
 Контрольный диктант № 1
 
Спальни зверей зимой.
 Снег называют «белым одеялом».* Под ним зимой много разных зверей и зверюшекспит.
Спят до весны медведи и ежи. Спят мыши и ласки, кроты и землеройки.* Зайцы и лоси,
волки и рыси спят на снегу. Норка в норе спит. Кабан раскинул муравейник и улёгся на него.
 
Слова для справок: одеяло, муравейник.
 Примечание. Выделенные написания чётко (орфографически) проговариваются учителем. Сообщается о знаках препинания в предложениях, отмеченных звёздочками.
 Грамматическое задание:
 - Найди в первом абзаце сложное слово. Напиши над ним какой частью речи оно является. Выпиши сложное слово. Рядом запиши слова, от основ которых оно образовалось. Над ними укажи часть речи.
 - Сделай звукобуквенный разбор первого слова диктанта.
 - Найди и подчеркни в первом абзаце родственные слова. Запишите их в начальной форме. Разбери их по составу. Покажи стрелкой какое слово от какого образовалось.
Контрольный диктант №
Тема: 1-е склонение существительных.
 Боровик
Ты нашёл гриб боровик. Положил его в корзинку и хотел уже идти дальше.
Вон ещё один виднеется в траве. Посмотри-ка вокруг внимательно. Белый гриб редко
растёт в одиночку. Многие думают, что грибы, которые мы срываем самостоятельные
растения. Ничего подобного! Большая часть растения находится под землёй.
 Это – грибница. Длинные, почти невидимые нити протянулись от гриба к грибу иногда
 на многие метры. А раз на одной грибнице может быть несколько грибов, значит, где-то
 недалеко от первого боровика найдёшь ещё грибы боровики.
 
Задания.
 - Подчеркните существительные 1-го склонения. Выделите окончания.
 - Выпишите слова с парными согласными на конце слова. Напишите к ним проверочные слова.
 - Сделай звукобуквенный разбор слова НАЙДЁШЬ.
 
 Контрольный диктант № 2
Тема: Изменение существительных по падежам.
 
В старинной северной избе.
Высокое крыльцо. Из кленовых сеней через низкую дверь мы входим
в просторную горницу. Вдоль стен – липовые лавки, треть комнаты
занимает кирпичная печь. Около неё висит льняное вышитое полотенце.
 Всё в доме сделали руки хозяина и хозяйки. Каждую вещь они украси
ли яркой росписью, вышивкой или кружевом резьбы по дереву. На столе
 стоит резная деревянная солонка-уточка, чудесные ковши-лебеди.
Вплоть до сегодняшнего дня живёт древнее искусство русского народа.
 
 
Задание:
 - Определить падеж существительных.
 - Разобрать по составу СДЕЛАЛИ.
 -  Сделать звукобуквенный разбор КРЫЛЬЦО.
 
Контрольный диктант №
Тема: 2-е склонение существительных.
Как представить себе гранат?
Не воображайте могучий ствол в три обхвата. Гранат и деревом-то
трудно назвать. Чаще это куст в рост человека. Ветви колючие, и
оттого очень хороши из него живые изгороди. Цветки яркие, крас
ные. Одни как кувшинчики, из низ вырастают плоды. Другие похо
жи на колокольцы. Это «пустоцветы». Вокруг цветков всегда толк
утся пчёлы. Плоды бывают огромные, как футбольный мяч. Чтобы
зимой гранат не замёрз, его заваливают землёй. Весной откапыва
ют. Гранаты на родине дают богатые урожаи плодов.
 
 Задания.
 - Выпишите существительные 2-го склонения. Выделите в них окончания.
 - Выпишите предложение с однородными членами. Разберите его по членам предложения. Укажите части речи.
 - Выпишите словарные слова. Поставьте ударение. Подчеркните гласные, которые нельзя проверить.
 
Контрольный диктант №
 Тема: 3-е склонение существительных.
Опушка леса
Перед вековыми деревьями лесная молодёжь – мохнатые сосенки
и кудрявые, ещё с золотистыми стволиками берёзки. На пригорках
 в июне распускаются белые цветочки земляники. Под кустарника
ми цветёт душистый ландыш. А есть опушки совсем розовые от вы
соких султанов. Это цветки кипрея. Его заросли радуют взгляд сре
ди чёрных обгорелых пней. В разных условиях и растения разные.
 Кипрей в большом почёте у пасечников. Любят с него брать взятку
 пчёлы. А мёд-то какой душистый! Лучше нет лекарства от просту
ды, как ложечка душистого мёда!
 
 Задания.
 - Выпишите существительные 3-го склонения. Выделите в них окончания.
 - Напишите слова противоположного значения к словам: МОХНАТЫЕ, ДУШИСТЫЕ, ВЫСОКИХ.
 - Напишите родственные слова, в которых ударная гласная станет безударной, к словам: МЁД, РОЗОВЫЕ, СОСЕНКИ.
 
Контрольный диктант №
Тема: Глагол.
 
В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали её
Сасаки, а фамилия её была Садако. Много лет тому назад, когда
ещё Сасаки не было на свете, случилось большое несчастье. На
 её родной город сбросили атомную бомбу. Взрыв был похож на
гриб. Как огромная гнилая поганка, вырос он над главной пло
щадью. Накрыл своей огромной ядовитой шляпкой весь город.
 Рушились дома, замертво падали люди. Почернели белые цветы.
Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму в мёртвый город.
 
Задания.
 - Выпишите глаголы вместе с существительными. К глаголам ставьте вопросы. Укажите, каким членом предложения служит каждый глагол.
 - Выпишите слова с парными согласными. Напишите к ним проверочные слова.
 
Контрольный диктант № Тема: Дательный падеж существительных.
 
 Речушка была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по
берегам. В этих зарослях была протоптана к воде тропинка, а око
ло неё стояла скамейка. В свободные минуты лесничий Михаил
 Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества любили по
сидеть на этой скамейке, посмотреть, как толчётся над водой мо
шкара и как заходящее солнце догорает на облаках, похожих на
парусные корабли.
 
Задания.
 - Подчеркните существительные в дательном падеже. Выделите в них окончания.
 - Разберите по составу слово РЕЧУШКА.
 - К слову ПРОТОПТАНА напишите однокоренные слова. Выделите в них корень.
 - Выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
 
 Контрольный диктант №
Тема: Изменение глагола по временам.
 
 Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
 Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетел к гнезду с большой
рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бро
сать в орла каменьями. Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать.
Они просили корм. Орёл устал и не мог лететь опять на море. Он опустился
 в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их. Оправлял им крылышки и как
будто просил их, чтобы подождали немного.
 
Задания.
 - Выпишите глаголы в прошедшем времени. Запишите к ним глаголы в неопределённой форме.
 - Разберите первое предложение по членам предложения. Выпишите основы предложения.
 - Укажите время глаголов.
 - К глаголам СВИЛ, ВЫРОНИЛ, ОПУСТИЛСЯ, ОПРАВЛЯЛ напишите глаголы, близкие по смыслу. Укажите их время, лицо, спряжение.
Категория: Русский | Добавил: eremeeva (02.10.2011)
Просмотров: 17773 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/5
Всего комментариев: 1
1 елена  
0
Хороший матариал.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz