Рабочая программа
«Информатика 3класс»
Составитель: Т. А. Еремеева учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Проекта «Перспективная начальная школа» для четырехлетней начальной школы. Допущены Министерством образования РФ программы 1-й части сборника (См. Приложение № 4 к приказу МО РФ от 15.01.2004, № 111). Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Академкнига/Учебник, 2005 Программа рассчитана на 34 часа.
Занятия проводятся в течение года, один раз в неделю.
Цели курса
Целью изучения информатики является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них.
Задачи:
учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей;
формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.
Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:
1. Информационная картина мира.
2. Компьютер — универсальная машина по обработке информации.
3. Алгоритмы и исполнители.
4. Объекты и их свойства.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Понятие информации и работа с информацией В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.
Обучение начинается с введения во 2-м классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации. Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение о происходящих в нем процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода — клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода — монитор, принтер).
В 3-м классе информация рассматривается в контексте понятия объект. Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения свойств — как динамическая информационная модель проиесса.
В 3-м и 4-м классах рассматриваются различные способы организации информации:
- список, таблица, гипертекст (3-й класс)
- дерево (4-й класс).
- со сбором информации путем абтсолютно собранной информации и организации ее
- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
В 3-м и 4-м классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за природными объектами или явлениями и в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев. Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2-й класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учеником, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.
В 3-м классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция — ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На данном этапе учащиеся составляют алгоритмы решения учебных задач из других предметов школьного курса, что дает возможность использовать другие учебники как источники информации, необходимой для составления алгоритмов. Процесс поиска и отбора нужной информации интегрируется с процессом постановки целей и составлением алгоритмов достижения этих целей.
В 3-м классе в рамках раздела «Объекты и их свойства» учащиеся знакомятся с понятиями объект, свойства объекта, класс объектов. Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4-м классе к составлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из нескольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгоритмы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей.
Первоначальные представления о компьютере. Практические навыки работы на компьютере.
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:
• фундаментальные знания о компьютере,
• практическая работа на компьютере. Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии.
Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:
• представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
• название и назначение основных устройств компьютера;
• представление о двоичном кодировании информации;
• представление о программном управлении компьютером;
• представление о профессиях компьютера. Кроме того включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).
• Для практической работы на компьютере рекомендуется использовать пакет программ, входящий в учебно-методический комплекс Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро поставило проблему этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети. В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:
• правила поведения в компьютерном классе (2-4-й классы);
Учебно - тематическое планирование 3класс
1.Информационная картина мира 9ч 2.Компьютер — универсальная машина для обработки информации 3ч 3.Алгоритмы и исполнители 11ч 4.Объекты и их свойства 10 ч 5.Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность 1ч
Содержание программы 3 класс (34 ч)
+Информационная картина мира (9 ч)
Способы организации информации. Организация информации в виде списка. Упорядочивание списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик). Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка. Организация информации в виде простых (не содержащих объединенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц.
+ Компьютер — универсальная машина для обработки информации (3 ч)
Фундаментальные знания о компьютере Компьютер как исполнитель алгоритмов. Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение). Гигиенические нормы работы за компьютером. Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования) Использование метода Drag-and-Drop. Поиск нужной информации в гипертекстовом документе. Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр). +Алгоритмы и исполнители (11ч)
Алгоритмы с переменными Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами. Краткая запись команд формального исполнителя. Алгоритмы с ветвлениями Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем. Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью алгоритмов с ветвлениями. Создание алгоритмов методом последовательной детализации Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
+Объекты и их свойства (10 ч)
Объекты Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства — цвет, значение свойства — красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов. Понятие класса объектов Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
+Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)
Носители информации коллективного пользования Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования. Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Информатика» к концу второго года обучения (конец 3-го класса)
Учащиеся должны знать/понимать:
§ структуру списков и таблиц (строки, столбцы, ячейки);
§ что такое переменная, ее имя и значение;
§ что такое ветвление в алгоритме;
§ что такое объект;
§ что такое свойство объекта;
§ что такое класс объектов.
Уметь:
§ фиксировать собранную информацию в виде списка;
§ упорядочивать короткие списки по алфавиту;
§ фиксировать информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
§ нужную информацию в таблице;
§ находить нужную информацию в источниках, предложеных учителем;
§ находить нужную информацию в источниках в в коротких гипертекстовых документах;
§ находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки;
§ исполнять алгоритмы с ветвлениями для знакомых формальных исполнителей;
§ приводить примеры объектов и их свойств;
§ находить среди данных объект с заданными свойствами;
§ выделять свойства, общие для различных объектов;
§ объединять объекты в классы, основываясь на общноти их свойств;
§ определять истинность сложных высказываний; § на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
§ на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы со списками и таблицами;
безопасной работы за компьютером;
работы с электронными источниками, основными на гипертекстах.
Обеспеченность материально-техническими ресурсами:
1. Компьютеры
2. Мини-аудио система для компьютера
3. Мультимедийный проектор
4. Экран
Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями:
1. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Информатика: учебник-тетрадь в двух частях. 3 класс. - М.: Академкнига, 2008.
2. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Информатика. 3 класс: методическое пособие для учителя к учебнику-тетради. - М.: Академкнига, 2008.
3. Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: методическое пособие к комплекту компьютерных программ на CD. – М.: Академкнига, 2008.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний:
1. самостоятельная работа;
2. тест;
3. фронтальная работа;
4. индивидуальный опрос.
Список литературы:
1. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Информатика: учебник-тетрадь в двух частях. 3 класс. - М.: Академкнига, 2008.
2. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Информатика. 3 класс: методическое пособие для учителя к учебнику-тетради. - М.: Академкнига, 2008.
3. Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: методическое пособие к комплекту компьютерных программ + CD. – М.: Академкнига, 2008.
Календарно - тематическое планирование по информатике, 3 класс I четверть 1. Информация (что мы о ней знаем).
2. Компьютер (что мА о нём знаем). 3. Объекты и их свойства. 4. Объекты и их свойства. 5. Порядок элементов в списке.
6. Упорядоченные списки.
7. Многоуровневые списки. 8. Простые и много-уровневые списки.
9. Простые и много-уровневые списки.
9.1. Твои успехи. II четверть 10. Классы объектов. 11. Таблицы.
12. Таблицы.
13. Порядок записей в таблице.
14. Поиск информации в таблице.
15. Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы».
16. Твои успехи.
III четверть 17. Алгоритмы. Что ты о них знаешь? 18. Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной.
19. Имя и значение переменной. 20. Блок-схема алгоритма. Ветвление.
21. Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление. 22. Простые и сложные высказывания. 23. Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением. 24. Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.
25. Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами.
26. Составление и выполнение алгоритмов Чертёжника.
IV четверть 27. Повторение материала III четверти.
28. Исполнитель алгоритмов Пожарный. 29. Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар». 30. Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный.
31. Метод последовательной детализации. 32. Простые и сложные условия в алгоритме.
33. Итоговое повторение и обобщение.
34. Резервный урок.Дополнительные задания
|