рабочая программа. Информатика 3класс - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт Еремеевой Т.А.
 
Суббота
03.12.2016
09:46
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт Еремеевой Татьяны Алексеевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]
Внеклассная работа [11]
Математика [1]
Русский [2]
Окружающий мир [3]
Чтение [2]

Мини-чат
200

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

рабочая программа. Информатика 3класс
Рабочая программа
«Информатика 3класс»
 Составитель: Т. А. Еремеева учитель начальных классов
 
Пояснительная записка
 Рабочая программа разработана на основе Проекта «Перспективная начальная школа» для четырехлетней начальной школы. Допущены Министерством образования РФ программы 1-й части сборника (См. Приложение № 4 к приказу МО РФ от 15.01.2004, № 111). Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Академкнига/Учебник, 2005 Программа рассчитана на 34 часа.
 Занятия проводятся в течение года, один раз в неделю.
 Цели курса
 Целью изучения информатики является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них.
 
Задачи:
 учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей;
формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
 дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.
 
Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:
 1. Информационная картина мира.
 2. Компьютер — универсальная машина по обработке информа­ции.
 3. Алгоритмы и исполнители.
 4. Объекты и их свойства.
 
Этические нормы при работе с информацией и информацион­ная безопасность.
     Понятие информации и работа с информацией В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на форми­рование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информа­тике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.
    Обучение начинается с введения во 2-м классе понятий информа­ция, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации. Понятие информации рассматривается с точки зрения семанти­ческой теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информа­ции для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообще­ние о происходящих в нем процессах.
     При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяет­ся тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассма­тривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устрой­ства ввода — клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процес­сор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода — монитор, принтер).
     В 3-м классе информация рассматривается в контексте понятия объект. Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения свойств — как динамическая информационная модель проиесса.
    В 3-м и 4-м классах рассматриваются различные способы орга­низации информации:
- список, таблица, гипертекст (3-й класс)
- дерево (4-й класс).
- со сбором информации путем абтсолютно со­бранной информации и организации ее
- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочни­ках и отбором информации, необходимой для решения поставлен­ной задачи;
- обработкой информации по формальным правилам и эвристи­чески.
    Практические задания выполняются как с использованием ком­пьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
    В 3-м и 4-м классах большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путем непосредственного наблюдения за при­родными объектами или явлениями и в процессе общения с окру­жающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на при­школьном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев. Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2-й класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В дальнейшем с этой целью ис­пользуются также учебники по другим предметам, детские энцикло­педии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые до­кументы.
    Обработка информации по формальным правилам рассматри­вается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содер­жащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самосто­ятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
    На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учени­ком, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.
    В 3-м классе рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция — ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На данном этапе учащиеся со­ставляют алгоритмы решения учебных задач из других предметов школьного курса, что дает возможность использовать другие учеб­ники как источники информации, необходимой для составления ал­горитмов. Процесс поиска и отбора нужной информации интегри­руется с процессом постановки целей и составлением алгоритмов достижения этих целей.
    В 3-м классе в рамках раздела «Объекты и их свойства» учащиеся знакомятся с понятиями объект, свойства объекта, класс объектов. Освоение объектного подхода позволяет подойти в 4-м классе к со­ставлению алгоритмов функционирования систем, состоящих из не­скольких однотипных исполнителей. Учащиеся составляют алгорит­мы, изменяющие свойства объектов. В этом контексте объектный подход рассматривается как средство планирования деятельности систем, состоящих из многих исполнителей.
Первоначальные представления о компьютере. Практичес­кие навыки работы на компьютере.
 Повсеместное использование компьютерных технологий в тру­довой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных тех­нологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьюте­ре. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:
• фундаментальные знания о компьютере,
• практическая работа на компьютере. Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии.
Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компью­терного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относится следую­щее:
• представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
• название и назначение основных устройств компьютера;
• представление о двоичном кодировании информации;
• представление о программном управлении компьютером;
• представление о профессиях компьютера. Кроме того включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из ко­торых могут иметь дело с компьютером вне школы).
• Для практической работы на компьютере рекомендуется исполь­зовать пакет программ, входящий в учебно-методический комплекс Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро поставило проблему эти­ческих норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть прак­тический опыт работы в сети. В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, кото­рые базируются на личном опыте учащихся:
• правила поведения в компьютерном классе (2-4-й классы);
 
 Учебно - тематическое планирование 3класс
1.Информационная картина мира 9ч
2.Компьютер — универсальная машина для обработки информации 3ч
3.Алгоритмы и исполнители 11ч 
4.Объекты и их свойства 10 ч
5.Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность 1ч
 
Содержание программы 3 класс (34 ч)
+Информационная картина мира (9 ч)
Способы организации информации. Организация информации в виде списка. Упорядочивание спи­сков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик). Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной ин­формации в виде списка. Организация информации в виде простых (не содержащих объ­единенных ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения в таблицу, предло­женную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц.
+ Компьютер — универсальная машина для обработки информации (3 ч)
Фундаментальные знания о компьютере Компьютер как исполнитель алгоритмов. Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с мо­нитором (продолжение). Гигиенические нормы работы за компьютером. Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования) Использование метода Drag-and-Drop. Поиск нужной информации в гипертекстовом документе. Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр). +Алгоритмы и исполнители (11ч)
Алгоритмы с переменными Имя и значение переменной. Присваивание значения перемен­ной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами. Краткая запись команд формального исполнителя. Алгоритмы с ветвлениями Выбор действия в алгоритме с ветвлениями в зависимости от выполнения условия. Использование простых и сложных высказы­ваний в качестве условий. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем. Создание и исполнение алгоритмов с ветвлениями для формаль­ных исполнителей. Планирование деятельности человека с помо­щью алгоритмов с ветвлениями. Создание алгоритмов методом последовательной детали­зации Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполните­лей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
+Объекты и их свойства (10 ч)
Объекты Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства — цвет, значение свойства — красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свой­ствам. Описание объекта с помощью его свойств как информацион­ная статическая модель объекта. Сравнение объектов. Понятие класса объектов Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
+Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)
Носители информации коллективного пользования Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного поль­зования. Правила обращения с различными носителями информации. Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
 
 Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Ин­форматика» к концу второго года обучения (конец 3-го класса)
   Учащиеся должны знать/понимать:
§ структуру списков и таблиц (строки, столбцы, ячейки);
§ что такое переменная, ее имя и значение;
§ что такое ветвление в алгоритме;
§ что такое объект;
§ что такое свойство объекта;
§ что такое класс объектов.
 
   Уметь:
§ фиксировать собранную информацию в виде списка;
§ упорядочивать короткие списки по алфавиту;
§ фиксировать информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
§ нужную информацию в таблице;
§ находить нужную информацию в источниках, предложеных учителем;
§ находить нужную информацию в источниках в в коротких гипертекстовых документах;
§ находить в готовых алгоритмах ветвления и линейные участки;
§ исполнять алгоритмы с ветвлениями для знакомых формальных исполнителей;
§ приводить примеры объектов и их свойств;
§ находить среди данных объект с заданными свойствами;
§ выделять свойства, общие для различных объектов;
§ объединять объекты в классы, основываясь на общноти их свойств;
§ определять истинность сложных высказываний; § на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
§ на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
 
    Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
работы со списками и таблицами;
безопасной работы за компьютером;
работы с электронными источниками, основными на гипертекстах.
 
    Обеспеченность материально-техническими ресурсами:
1. Компьютеры
2. Мини-аудио система для компьютера
3. Мультимедийный проектор
4. Экран
 
    Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями:
1. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Информатика: учебник-тетрадь в двух частях. 3 класс. - М.: Академкнига, 2008.
2. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Информатика. 3 класс: методическое пособие для учителя к учебнику-тетради. - М.: Академкнига, 2008.
3. Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: методическое пособие к комплекту компьютерных программ на CD. – М.: Академкнига, 2008.
 
Организация текущего и промежуточного контроля знаний:
1. самостоятельная работа;
2. тест;
3. фронтальная работа;
4. индивидуальный опрос.
 
 Список литературы:
1. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Информатика: учебник-тетрадь в двух частях. 3 класс. - М.: Академкнига, 2008.
2. Бененсон, Е.П., Паутова, А.Г. Информатика. 3 класс: методическое пособие для учителя к учебнику-тетради. - М.: Академкнига, 2008.
3. Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: методическое пособие к комплекту компьютерных программ + CD. – М.: Академкнига, 2008.
 
Календарно - тематическое планирование по информатике, 3 класс
I четверть
1. Информация (что мы о ней знаем).
2. Компьютер (что мА о нём знаем).
3. Объекты и их свойства.
4. Объекты и их свойства.
5. Порядок элементов в списке.
6. Упорядоченные списки.
7. Многоуровневые списки.
8. Простые и много-уровневые списки.
9. Простые и много-уровневые списки.
9.1. Твои успехи.
II четверть
10. Классы объектов.
11. Таблицы.
12. Таблицы.
13. Порядок записей в таблице.
14. Поиск информации в таблице.
15. Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы».
16. Твои успехи.
III четверть
17. Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
18. Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной.
19. Имя и значение переменной.
20. Блок-схема алгоритма. Ветвление.
21. Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление.
22. Простые и сложные высказывания.
23. Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.
24. Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением.
25. Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами.
26. Составление и выполнение алгоритмов Чертёжника.
IV четверть
27. Повторение материала III четверти.
28. Исполнитель алгоритмов Пожарный.
29. Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар».
30. Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный.
31. Метод последовательной детализации.
32. Простые и сложные условия в алгоритме.
33. Итоговое повторение и обобщение.
34. Резервный урок.Дополнительные задания
Категория: Мои статьи | Добавил: eremeeva (11.09.2011) E
Просмотров: 4296 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2016
    Конструктор сайтов - uCoz