Рабочая программа
«Литературное чтение 3класс»
Составитель: Т. А. Еремеева учитель начальных
классов МБОУ СОШ №28 г. Кемерово
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана
на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» Н.А.
Чураковой, О.В. Малаховской.
«Литературное чтение» является базовым
гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не
только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи
гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание
сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения
литературы и художественной культуры, но весь окружающий мир — мир людей и
природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать
смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не
скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя
укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в
ценности человеческих чувств и отношений.
Основная литературоведческая цель
курса «Литературное
чтение" в начальной школе — сформировать за 4 года
инструментарий необходимый и достаточный
для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во
взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать
эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования:
прозу, поэзию, драму.
Основная
цель выражается в главных идеях, развиваемых на протяжении 4-х лет обучения, а
также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи.
Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель
обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений).
Идея первая. Необходимо
сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и
произведений авторской литературы.
Идея вторая. Необходимо
постепенно формировать базовое I понятие курса «Литературное чтение» — понятие
художественного образа (самим термином мы, безусловно, пользоваться не будем).
Идея
третья.
Необходимо учить младших школьников разли- -ать сначала жанры фольклора, потом
жанры литературы, поскольку сама структуралюбого жанра содержательна. вместе с
тем необходимо показывать условность жанровых границ.
Идея четвертая. Необходимо
помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями
поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область
искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
В рамках данной
предметной области решаются следующие задачи:
·
духовно-нравственная (от развития умения понимать нравственный
смысл целого до развития умения разные нравственные позиции);
·
духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту
целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
·
литературоведческая (от формирования умения различать разные
способы построения картин мира в художественных произведениях до развития
понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемых
эмоциональный эффект);
·
библиографическая (от формирования умения ориентироваться в
книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования
умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать
список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Программа 3-го класса знакомит
школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, басня, пословица.
Именно в 3-м классе формируются самые первые представления о литературном
процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется
знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский
кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является
по-прежнему классическая и «временная детская литература, русская и зарубежная
литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных родов, а
также за счет современной литературы, которая близка понятна и детям, и
взрослым. Продолжается знакомство младших
школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными
аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз
живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в
литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми
важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной
терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную
выразительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием ритма,
создающегося чередованием разного вида рифм.
Итогом
третьего года обучения должно стать представление о движении литературного
процесса, об общих корнях и путях развитая литературы разных народов;
переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом
произведении.
Круг детского чтения в
программе определяется по следующим основаниям:
1)
формирование мотива чтения;
2)
создание условий для формирования технического умения чтения;
3)
соблюдение логики развития художественного слова от
фольклорных форм к авторской литературе;
4)
решение конкретных нравственных и эстетических задач;
5)
обеспечение жанрового и тематического разнообразия.
Целью данного курса является научить
обучающихся:
в разделе «Виды
речевой и читательской деятельности» (аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами
текста, библиографическая культура,
работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения)
·
читать правильно и выразительно целыми словами
вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
·
читать про себя в процессе первичного
ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и
повторного изучающего чтения;
·
называть имена писателей и поэтов – авторов
изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко
пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
·
рассказывать о любимом литературном герое;
·
характеризовать героев произведений; сравнивать
характеры героев разных произведений;
·
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;
·
ориентироваться в книге по ее элементам.
В процессе
самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы обучающиеся получат возможность
научиться:
·
составлять тематический, жанровый и монографический
сборники произведений;
·
делать самостоятельный выбор книги и определять
содержание книги по ее элементам;
·
самостоятельно читать выбранные книги;
·
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных
произведений;
·
самостоятельно работать со словарями.
В разделе
«Литературоведческая пропедевтика»
·
различать сказку о животных, басню, волшебную
сказку, бытовую сказку;
·
различать сказку и рассказ по двум основаниям (или
одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка
повествования;
·
находить различать средства художественной
выразительности в авторской литературе;
Обучающиеся
получат возможность научиться:
понимать развитие
сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту
времени;
обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира
В разделе
«Элементы творческой деятельности учащихся»
·
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать
интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями
текста;
·
эмоционально и адекватно воспринимать на слух
художественные произведения;
·
принимать участие в инсценировке крупных диалоговых
фрагментов литературных текстов.
В процессе
самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы обучающиеся получат
возможность научиться:
·
читать вслух стихотворный и прозаический тексты на
основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного
отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
·
рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать
музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и
живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и
переживаний;
·
устно и письменно делиться своими личными
впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных
текстов, музыкальных и живописных произведений.
В соответствии с
требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования учебный материал курса по
литературному чтению нацелен на создание условий для формирования личностных и
универсальных учебных действий.
Содержание программы
3 класс (105 ч)
Устное народное творчество
Сказка о животных. Формирование
общего представления о сказке о животных как произведении устного народного
творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во
времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2)
просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.
Особенность самых древних сказочных
сюжетов (историй) — их этиологический характер (объяснение причин
взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).
Особенность просто древних сказок —
начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).
Особенность менее древней сказки — ее
нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность
быть великодушным и благодарным.
Представление о бродячих сюжетах
(сказочных историях).
Жанр пословицы. Пословица как
школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову»,
«к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы
разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.
Авторское творчество
Жанр басни. Двучленная
структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод,
поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Самостоятельная жизнь басенной морали:
сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни
во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.
Формирование представлений о
жанре рассказа
Герой рассказа. Особенности характера и
мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения
авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя,
речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.
Формирование представлений о
различии жанров сказки и рассказа
Различение композиций сказки и рассказа
(на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции;
непредсказуемость композиции рассказа.
Различение целевых установок жанров (на
уровне наблюдений): приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны
поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя
(рассказ).
Поэзия. Способы
раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в
стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое
выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для
создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение,
сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).
Лента времени. Формирование начальных
наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений
фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а
также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту
времени.
Литература в контексте
художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями
других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость
произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость
МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).
Библиографическая культура. Формирование
представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование
умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное».
Составление сборника избранных
произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться
библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.
Умения и навыки осознанного и
выразительного чтения
Дальнейшее совершенствование умений и
навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного
чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения),
беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу
текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки
на увеличение его скорости.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«Литературное чтение» к концу третьего года обучения
Учащиеся
должны знать/понимать:
наизусть
6–8 стихотворений разных авторов;
имена
писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в
классе.
Уметь:
читать
правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая
индивидуальный темп чтения;
различать
сказку о животных, басню, волшебную сказку;
различать
сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности
построения и основная целевая установка повествования;
характеризовать
героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
выявлять
авторское отношение к герою;
рассказывать
о любимом литературном герое;
находить
и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;
ориентироваться
в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации);
составлять
тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
самостоятельного
выбора книги и определения ее содержания по элементам книги;
самостоятельного
чтения выбранных книг;
высказывания
оценочных суждений о героях прочитанных произведений;
работы
со словарями.
Программу обеспечивают:
1. Чуракова Н.А.
Литературное чтение. 3 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
2. Малаховская О.В.
Литературное чтение. 3 класс: хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. – М.:
Академкнига/Учебник, 2011.
3. Малаховская О.В.
Литературное чтение: тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. – М.:
Академкнига/Учебник, 2011.
4. Чуракова Н.А.,
Борисенкова О.В., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: методическое
пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
|